Назад

Обо всём и обо всех сразу


Андрей Фирсов

(По просьбе охотников в пояснение к «Обращению…от 02.02.16.»)

Чтобы было понятно, что во всех моих действиях нет личной заинтересованности, считаю необходимым сообщить, что при любой власти и во все времена никаких проблем с охотой у меня не было и нет. Зимой и летом, днём и ночью, в любых угодьях и в отношении любых объектов охоты знаю все технологии, порядки и правила, умею результативно действовать и ни в чьей помощи тем более ни в чьих советах не нуждаюсь. Многие годы по собственной инициативе занимаюсь биотехнией и прочими полезными для природы мероприятиями, пропагандирую бережное отношение к ресурсам и рациональное их использование. Имею высшее образование и диплом биолога-охотоведа. Считаю, что при уровне моей подготовки стрелять животных без дела недопустимо, поэтому с целью сохранения квалификации профессионально сопровождаю начинающих охотников. Вижу ситуацию в сфере охотничьего хозяйства страны омерзительной и позорящей всех граждан России, особенно специалистов и работников отрасли и больше всего федеральную власть, по чьей вине это происходит. Смириться с происходящим не согласен.

Рыбаки, в своё время организовавшие протест и отстоявшие право на бесплатную рыбалку, – бесспорно молодцы, но, друзья, уже двадцать первый век... Мы, граждане Великой России и у нас, в любом и каждом водоёме может быть максимальное от его продуктивности количество рыбы при круглогодичном вылове и элементарном воспроизводстве, а сегодня «клюет вчера и завтра». Также и с охотничьими животными. Охота может быть разрешена весь год, угодья должны быть переполнены охотничьими животными, да так, чтобы приходилось ещё и доплачивать за отстрел, а вопрос о справедливой доступности решается просто.

Причина кризиса банальна: буквально несколько государственных чиновников не делают то, что обязаны, а мы с вами не противодействуем этому и покорно ждём «лучших времён», как будто бы массово вместе с властями деградируем. И если было бы возможно навести порядок на отдельно взятом участке территории или в границах отдельно взятого субъекта РФ, то всё уже давно бы сделали, но сегодня нет одновременно справедливых и успешных хозяйств, действующих в рамках законодательства, поэтому, несомненно, корень проблемы на федеральном уровне. Можно было бы предложить массу законодательных инициатив, только кто будет их продвигать и отстаивать? Защищать ту или иную точку зрения могут только специалисты, абсолютно уверенные в своих действиях, а таковых у сегодняшней власти нет, и при некомпетентном руководстве никогда не будет. Кто из специалистов-охотоведов будет работать с властью, при которой их избивают, поджигают и отдают под суд за добросовестное несение службы? Поэтому от нашей охотничьей власти больше ждать нечего, она полностью изжила себя, и события последних лет есть яркое тому свидетельство. В тоже время талантливых и порядочных людей, грамотных и сильных специалистов, способных изменить ситуацию, у истории всегда в достатке.

Итак, на сегодняшний день главными виновниками происходящего являются Министерство природных ресурсов и экологии РФ и Департамент государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства при нём, лично министр С.Е. Донской, его заместитель, курирующий охоту, И.В. Валентик и директор «департамента» С.Н. Будилин; от этих людей напрямую зависит то, что происходит в сфере охотничьего хозяйства страны, но они по причине некомпетентности в данном вопросе физически не способны понять первопричины проблемы и решить её. Поясню: министр С.Е. Донской по специальности геолог, а И.В. Валентик и С.Н. Будилин имеют юридическое образование, и ранее ни один из них не имел отношения к сфере охотничьего хозяйства. Поэтому, чтобы скрыть свою профессиональную непригодность занимаемым должностям, эти лица выбрали тактику бездействия, всячески уклоняясь от принятия ответственных решений, лишь создавая видимость участия. Отдельно стоит сказать о юриспруденции, о том, что это несамостоятельная специальность, а вспомогательный инструмент для других специалистов. Так бетономешалка на стройке производит раствор, при помощи которого связываются кирпичи, и даже школьнику понятно, что никогда бетономешалка самостоятельно не сможет построить дом. Юристы могут принимать решения только применимо к юриспруденции, а допускать их к руководству профильными направлениями, по меньшей мере, бессмысленно; но отсюда и результаты.

Казалось бы, над Минприроды существует вышестоящее руководство, а именно: Президент РФ и Администрация Президента РФ, а также Председатель Правительства РФ и Аппарат Правительства РФ, куда последние годы от рядовых охотников, охотоведов, учёных и народных депутатов многократно направлялись жалобы, письма и обращения с мольбами повлиять на происходящее. Тем не менее, ответы приходили из Минприроды и примерно следующего содержания: «У нас всё прекрасно!». И ладно бы какой-нибудь частный вопрос или труба где-то в подъезде протекает, а здесь территорию всей страны изуродовали, интересы и права миллионов граждан попраны, и всё словно так и надо. Пишите письма – Вам ответят. Известно, что любой вопрос в нашей стране может решить Президент В.В. Путин, но он защищён от своего народа Управлением Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций при Администрации Президента РФ. Это «управление» исправно отправляет все поступающие письма, в нашем случае, в Минприроды. Вот так здесь закольцовано. Ещё есть Контрольное управление Президента РФ, которое возглавляет К.А. Чуйченко. Работники этого «управления» видимо просто забыли и не довёли до результата в 2013 году указания и поручения Президента РФ. (Приложения 1 и 2 к «Обращение…от 02.02.16.».) Поскольку Контрольное управление Президента РФ работает только по поручению сверху и по другому поводу с «внешним миром» никак не общается, то напомнить им об этом никак не возможно. В Аппарате Правительства Д.А. Медведева вице-премьер А.Г. Хлопонин курирует Минприроды посредством Департамента промышленности и инфраструктуры под руководством директора А.С. Полевова. Не знаю, где точно на отрезке между К.А. Чуйченко и С.Е.Донским были похоронены указания и поручения Президента в 2012- 2013 г., но с самим вице-премьером С.Г. Хлопониным можно пообщаться, только предварительно обсудив вопрос с тем самым А.С. Полевовым. Опять замкнутый круг. Власть надёжно защищена от народа. Муравьи во время миграций идут колонной, каждый придерживаясь следа впереди идущего, и если головная часть колонны по какой-то причине пересечёт свой след, то неизбежно движение по кругу до всеобщей погибели.

Но почему мы, рядовые охотники и охотоведы, должны разбираться во всех этих мудросплетениях, собирать подписи и протестовать; неужели, кроме нас самих некому это сделать, неужели некому защитить простой народ? Где же общественные охотничьи организации, именитые учёные и специалисты, народные депутаты, где охотничья пресса и журналисты, где надзорные органы, где все те, кто вхож в высокие кабинеты и принимает участие в выработке и принятии решений в сфере охоты? А теперь главное: Нет никого!

Начнём с общественных организаций. Ассоциация Росохотрыболовсоюз, это звучит, конечно, громко. Президент ассоциации член Общественного Совета при Минприроды Т.С. Арамилева. Что и когда сделала эта организация и её президенты, чтобы изменить ситуацию? Что полезного охотникам от Росохотрыболовсоюза, если не считать забавным то, что женщина-охотовед возглавляет абсолютно бессмысленную и бесполезную организацию, которую следовало расформировать ещё в 1991 году, существующую на средства полутора миллионов охотников-мужиков, представления не имеющих, кому, за что и зачем они десятилетиями платят. Никогда, ни один из президентов Росохотрыболовсоюза даже не подумает что-то менять, тем более поднять на Общественном совете при Минприроды вопрос о некомпетентности Минприроды в сфере охотничьего хозяйства. Ещё при Минприроды существует Совет по выработке и реализации государственной политики в сфере охоты. Осенью 2015 года мне удалось присутствовать на собрании этого «тайного клуба», который созывается «приблизительно один-два раза в год», его решения носят рекомендательный для Минприроды характер и необязательны для исполнения. Поверьте, от этого органа, тем более в этом составе, уж точно ждать нечего. Из более чем тридцати членов «Совета» всего двое-трое охотоведы, остальные же далёкие от охоты люди, поэтому некому было в тот день спросить у министра С.Е.Донскова: « Причём здесь ОБЕФО? Причём здесь ЗМУ? Кто составлял эту повестку? Разве нет более важных вопросов? Те вопросы, что мы здесь обсуждаем, должны решаться «на раз» и без участия всяких подобных «Советов». Кто собрал такой бессмысленный состав? В.М. Глушкова зачем приглашали? Старик за тридевять земель приехал, а его и слушать не стали. Стыдоба. » Теперь давайте коснёмся учёных. Читали «Профессорские посиделки» в РОГ? При всём уважении к учёным, вообще ни о чём, да? Так это ведущие охотничьи учёные страны. Справочная информация, производимая ими, может никогда не понадобиться охотничьему хозяйству России, так как при проводимой сегодня государственной политике от него скоро останутся лишь технически оснащённые стрелки, не отличающие тетерева от глухаря, а лосёнка от косули, которые доведут численность охотничьих животных до нулевой отметки. И понятно, что это не учёных дело воевать с зарвавшейся властью, но когда в деревне пожар, тушить его прибегают даже враги того, чей дом горит. Поминал нашу охотничью прессу, а всё считай, что нет её, не о чем писать – нечего читать. Бедолага-модератор на зачахшем охотничьем сайте под разными псевдонимами сам с собой переписывается. Надзорные органы? Уж не смешите! Всё! Всё кончилось! Некому заступиться за народ! Произвол дряхлости, некомпетентности, безответственности и стяжательства!

Вот в такой форме в нашей стране федеральная охотничья власть и такая ситуация вокруг неё. Ну, а в регионах всё ещё более тривиально: регионы работают, руководствуясь нерабочим федеральным законом «Об охоте..», поэтому «Анархия – мать порядка», «Вора бьют не за то, что крадёт, а за то, что попадается», «Поделись и спи спокойно», «Кто смел – тот и съел» – это и есть действующее законодательство для регионов, а региональным властям, федеральные сегодня не указ.

Итак: несколько миллионов граждан подло брошены властями на произвол судьбы, уничтожаются территории и ресурсы, подчеркну, наши народные территории и ресурсы, а указания и поручения Президента В.В.Путина по урегулированию ситуации игнорируются подчинёнными. Президент обо всём, видимо, ни сном, ни духом, так как чиновники скрывают от него правду, а мы с вами бездействуем. Этим бездействием мы предаём своего Президента В.В.Путина. Необходимо сообщить ему о происходящем, и «открытое письмо», подписанное специалистами охотничьего хозяйства и охотниками, будет действенным способом. А если чиновники и в этот раз обманут и скроют наше обращение от Президента, то в один из дней мы все соберёмся у здания Администрации Президента РФ и будем требовать встречи лично с В.В.Путиным. И каждый раз, как только чиновники снова попытаются издеваться над народом, будем повторять это действие.

Если бы хоть что-то делалось, то в угодьях давно всё было лучше, чем в странах Европы и Северной Америки. Ладно бы у государства существовали какие-то серьёзные причины, какие-то проблемы, не позволяющие нам самим, своими руками навести порядок на своей земле, или не было бы такой возможности. А здесь, повторяю в который раз, проблема всего лишь в нескольких людях.

Для решения проблем и проведения реформ необходимо создать федеральный орган государственной власти и передать ему все полномочия по организации, управлению, контролю и надзору в сфере охотничьего хозяйства страны. С этим согласно абсолютное большинство специалистов в сфере охоты, но могут возникнуть вопросы по возврату полномочий из субъектов РФ. Возможно, региональные власти постараются затянуть этот процесс. Были времена, когда субъекты РФ из-за выборности их Глав превратились в практически независимые от центра «княжества», после чего Президент В.В.Путин сделал должность губернаторов назначаемой, и очень правильно сделал. Так и у нас сейчас любые реформы из «центра» наткнутся на противодействие охотничьих «верхушек» в регионах. Регионы огрызнуться: «Почему кто-то из Москвы может указывать, что и как нам делать на местах?» Ответ им должен быть таким: «Покажите численность охотничьих животных, и экономику». Помимо всего прочего, бюджетные средства, в том числе субвенции из федерального бюджета, бездарно растранжириваются в регионах. Оснований для централизации более чем, нужна лишь политическая воля Москвы. На одной чаше весов личные интересы и благополучие маленькой кучки чиновников и их прихлебателей в регионах, а на другой права и интересы миллионов граждан. Сейчас не та ситуация, когда допустимо играть в демократию. Демократия обязательно ещё скажет своё слово, но централизация власти сегодня должна стать первым шагом при реформировании охотничьего хозяйства.

Только, если для создания федерального органа власти необходимы лишь политическая воля и Постановление Правительства РФ, то никакая централизация ничего не изменит без реформирования систем организации, управления и контроля непосредственно на участках территорий. Другими словами, сами охотничье-рыболовные хозяйства, их законы, нормы и правила должны стать справедливыми в отношении доступа граждан к охоте или рыбной ловле при необходимом воспроизводстве ресурсов. Для этого следует проводить конкурсы проектов управления участками территорий, интересные проекты запускать «пилотными» при государственной поддержке, при положительных результатах тиражировать, и на их примерах создавать новый, реально действующий федеральный закон. Все другие пути создания закона или поправок к сегодняшнему 209-ФЗ, есть бесполезная и бесконечная «угадай-ка». Так, лично я абсолютно уверен, что должен быть «симбиоз» частника и «общества охотников и рыболовов», действующего на территории хозяйства, под государственным наблюдением, при оплате права охоты и рыбной ловли участием в хозяйственной деятельности организации или денежной компенсации такового, при делении членов «общества» на фракции и закреплении их за участками. Если ещё проще, то коллективы охотников, а охотники в большинстве своём являются рыбаками, в особом порядке закрепляются за участками территории и пользуются ими, справедливо допуская всех желающих к участию, в том числе в выработке и принятии решений. И большинство решений должно приниматься на местах, а показателем качества работы хозяйства быть удовлетворённость граждан в доступной охоте и рыбной ловле при расширенном воспроизводстве ресурсов. Участие рынка и оплата охраны угодий автоматически сводятся к минимуму, а многие вопросы, в том числе и «учёты», для государства становятся понятными, достоверными и не затратными. Если хотите, то это усовершенствованные «общества охотников и рыболовов» и частные хозяйства, и здесь как раз в основе должно лежать демократическое устройство. Это в двух словах, но нюансов множество, к примеру, упрощённый механизм изменения границ или обязательная реабилитация дикого кабана. Слышал мнения: «Очень сложно». Так уже 21 век, и охотничье хозяйство России следовало реформировать ещё тридцать лет назад! Условия использования участков, называемых сегодня ОДУ, тоже необходимо пересматривать со всеми вытекающими, и «иная концепция» – это справедливый в отношении всех граждан регламент использования ресурсов при их необходимом воспроизводстве. Надо заметить, что при проведении реформ, не придётся притеснять действующих охотпользователей, а будет достаточно предложить им более прогрессивные, более интересные для них самих, в том числе и более, экономически выгодные и проверенные на практике методы и механизмы ведения хозяйства, с которыми они сами согласятся. Даже описать то, что необходимо сделать и как это делать, есть целое дело, а выполнить эту работу ещё сложнее. Кто физически способен и возьмётся это сделать? Это архи сложное мероприятие, на которое даже при идеальном стечении обстоятельств уйдёт минимум 3-5 лет, и думаю, все со мной согласятся, что подобия действий сегодняшних властей по спасению охотничьего хозяйства ничтожны. Так кто сможет и должен это сделать?

Мнения авангарда сегодняшней охотничьей власти в лице представителей всех государственных органов, «советов», учреждений, организаций и ассоциаций, следует без сожаления отправлять на полки истории и не считаться с ними. Это они своими действиями и бездействием уничтожили то, ради чего трудились, воевали и погибали предыдущие поколения.

Много говорено о консолидации охотничьего сообщества, но нет таковой, и что должно произойти, чтобы те, кто считают себя охотниками, сбросили маски равнодушия, и почему так происходит, не знаю. Хотя давным-давно я для себя уже приходил к выводу, что истинных охотников намного меньше, чем людей с ружьями, и может быть поэтому. Но нам - другим, надо объединяться, создавать новый авангард, создавать новый состав новой власти и действовать.

Призываю всех специалистов охотничьего хозяйства и охотников принять участие в подписании «Обращения…от 02.02.16.», распространении информации и сборе подписей.

Хочу выразить огромную благодарность тем охотоведам и охотникам, кто уже прислал свою подпись и сделал шаг к консолидации, а так же Администрации Интернет-ресурсов разместившим текст.

В текст «Обращения…» вносим дополнение: … от специалистов в сфере охотничьего хозяйства и охотников.

Назад